СОДЕРЖАНИЕ


https://doi.org/10.5281/zenodo.3340641
УДК 316.77

Tischenkova N.V.

Tischenkova Nina Vadimovna, Smolensk State University, Russia, 214000, Smolensk, Przhevalsky
St., 4, ninatischenkova@gmail.com.

Sociological approaches to the phenomenon of self-presentation

Annotation. It is worth saying that nowadays the study of various communicative practices of everyday life deserves special attention from researchers. Within the framework of this article, we attempt a comprehensive review of various theories and concepts of self-presentation, considered mainly from a sociological perspective. Self-presentation is considered as an integral part of everyday communicative practice; the main aspects of this phenomenon are studied and analyzed from the point of views of various researchers. In the article self-presentation is considered mainly as of self-Image formation (G. Mead, Ch. Cooley), as one of the main aspects of social anxiety (B. Schlenker and M. Weigold, M. Leary and R. Kowalski), as motivation to achieve or avoid failures (R. Arkin, A. Schutz), as the desire for power (I. Jones, T. Pittman). Such aspect of self-presentation as awareness of the process (R. Baumeister and A. Steinhilber, J. Tedeshi and M. Riess) are also considered. Special attention is payed to the key social drama concept of E. Goffman, described in his work «Presentation of Self in Everyday Life».
Keywords: everyday life, social practices, communicative practices, self-presentation.

Для цитирования:
Tischenkova N.V. Sociological approaches to the phenomenon of self-presentation // Гуманитарный научный вестник. 2019. №3. С. 1-6. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1903Tischenkova.pdf


https://doi.org/10.5281/zenodo.3351421
УДК 008.001.8

Петрова С.И.

Петрова Софья Игоревна, кандидат культурологии, доцент, Академия маркетинга и социально-информационных технологий, Россия, г. Краснодар, 350010 ул. Зиповская, 5, fsofya8888@Yandex.ru.

Культурфилософский анализ эволюции культуры

Аннотация. Статья посвящена анализу детерминантов и источников возникновения культуры. Если раньше определенные культурные ценности не менялись на протяжении многих веков, детерминируя бытие не одного поколения, то теперь несколько культурных эпох чередуются на протяжении одной жизни. Переход к постиндустриальному обществу приводит к трансформации в духовной сфере и появлению массовой культуры. Показывается, что отправной точкой для философской рефлексии массовой культуры, должен быть выход за пределы рассмотрения этого явления только как явления художественной жизни «людей массовой культуры» и определение ее обусловленности от развития культуры общества в целом.
Ключевые слова: философия, культура, методология, анализ, массовая культура, детерминанты культуры, бытие, общество.

Для цитирования:
Петрова С.И. Культурфилософский анализ эволюции культуры // Гуманитарный научный вестник. 2019. №3. С. 7-11. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1903Petrova.pdf


https://doi.org/10.5281/zenodo.3351434
УДК 378.14

Фидарова М.Г.

Фидарова Маргарита Георгиевна, старший преподаватель, кафедра математики и информатики, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 362000, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. К. Маркса, 36, e-mail: fidarova@yandex.ru.

Проектная технология как средство саморазвития студентов педагогического вуза

Аннотация. В статье проанализированы педагогические условия применения проектной технологи обучения как средства саморазвития студентов педагогического вуза. Уточнено понятие «саморазвитие студентов в педагогических условиях применения проектной технологии», которое раскрывается в описании его составных компонент, включающих самопознание, самоорганизацию, самообучение, самовоспитание. Представлен теоретический блок разрабатываемой концептуальной модели реализации базовых идей саморазвития студентов педагогического вуза в ходе проектной деятельности. В теоретическом блоке определены цели, базовыми идеи и механизмы их планомерной реализации. Во-первых, в качестве таких механизмов выступают принципы системности, интерактивности и интегративности. Во-вторых, содержание подготовки преподавателей и содержание саморазвития студентов дополнены внешними (социально-экономические отношения в обществе, уровень развития науки, техники и технологий, востребованность на рынке труда) и внутренними факторами (мотивация саморазвития).
Ключевые слова: проектная технология обучения, проектная деятельность, саморазвитие, компетентностный подход, проектная компетентность, самостоятельная работа студентов.

Для цитирования:
Фидарова М.Г. Проектная технология как средство саморазвития студентов педагогического // Гуманитарный научный вестник. 2019. №3. С. 12-16. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1903Fidarova.pdf


https://doi.org/10.5281/zenodo.3351438
УДК 745.5

Шулика М.В., Михайлова О.А.

Шулика Мария Владимировна, магистр искусствоведения, старший преподаватель кафедры общетеоретических и гуманитарных дисциплин, ГБОУ ВО Белгородский государственный институт искусств и культуры, 308034, Россия, Белгород, ул. Королева д. 7, mashyl-ka80asp@bk.ru
Михайлова Ольга Александровна, старший преподаватель кафедры актерского искусства, ГБОУ ВО Белгородский государственный институт искусств и культуры, 308034, Россия, Белгород, ул. Королева д. 7.

Произведения декоративно-прикладного искусства как часть материальной культуры славянских народов

Аннотация. В статье рассматривается вопрос декоративно-прикладного искусства как части материальной культуры. Авторы считают декоративно-прикладное искусство универсальной формой выражения не только духовного мира человека и его материальной культуры. Авторы рассматривают различные способы группировки глиняных изделий с этнографической точки зрения, согласно предлагаемым классификациям. Для авторов наибольший интерес вызывает декоративная керамика и игрушка. По мнению авторов, декоративные изделия не имели тотального распространения в быту, как хозяйственная посуда. По мнению авторов, самым распространенным типом керамической скульптуры, отличавшейся от декоративных изделий по своей функциональной специфике, были игрушки. Наряду со свистульками преимущественно в городах и местечках лепили фигурки людей, создавали жанровые композиции, в которых с юмористическим оттенком и даже гротескно отражали сценки из городской и местечковой жизни.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, роспись, классификация, декоративные изделия, традиционная игрушка, скульптура малых форм, декоративная керамика.

Для цитирования:
Шулика М.В., Михайлова О.А. Произведения декоративно-прикладного искусства как часть материальной культуры славянских народов // Гуманитарный научный вестник. 2019. №3. С. 19-26. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1903ShulikaMikhailova.pdf


https://doi.org/10.5281/zenodo.3352071
УДК 304.442:177

Петров И.Ф.

Петров Игорь Федорович, доктор философских наук, профессор, Академия маркетинга и социально-информационных технологий, Россия, г. Краснодар, 350010 ул. Зиповская 5, IgorPetroff@yandex.ru

Духовный кризис в аксиологическом контексте современной культуры

Аннотация. Парадокс эпохи модерна заключается в том, что с утверждением в обществе ценности индивида как субъекта бытия, проявляется тенденция его «выравнивания» социальными институтами общества и антропогенной реальностью. В статье показывается, что современная культура западной цивилизации в определенном смысле противостоит традиционному обществу и ее культуре. Заменяя традиционную, техногенная цивилизация изменяет и духовный контекст. И самым важным здесь является появление иной системы ценностей. В культуре постиндустриального общества человек больше не «мера всех вещей», а мерой становятся ценности иного порядка. Многие исследователи духовный кризис культуры связывают с массовой культурой, но это не причина, а лишь следствие рационализма в культурно-историческом развитии, форма, которую принимают культурные артефакты в контексте реплицированной универсальности.
Ключевые слова: культура, массовая культура, духовный кризис, модерн, ценности, человек, цивилизация.

Для цитирования:
Петров И.Ф. Духовный кризис в аксиологическом контексте современной культуры // Гуманитарный научный вестник. 2019. №3. С. 27-32. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1903Petrov.pdf