СОДЕРЖАНИЕ
https://doi.org/10.5281/zenodo.3564470
УДК 303.425.6
Дёмкина Е.П.
Дёмкина Елена Петровна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Россия, 420111, г. Казань, ул. Карла Маркса, 23/6, elena.demkina@tatar.ru.
Исследования социальных настроений жителей г. Казани: интегральный подход
Аннотация. В статье представлены данные социологических исследований социальных настроений жителей столицы Республики Татарстан г. Казани в период с 2012 г. по 2018 г. Автор дает обоснование применению интегрального подхода при мониторинге социальных настроений. Построение интегральных показателей – индексов – дает возможность представить полученные данные в лаконичной форме, доступной различным группам населения. Регулярный мониторинг индекса социальных настроений позволяет прогнозировать социальное поведение членов общества и принимать своевременные управленческие решения. При этом необходимо учитывать, что наиболее эффективным является детальный анализ индексов социальных настроений в зависимости от социально-демографических характеристик респондентов и территориального фактора.
Ключевые слова: социальные настроения, индекс социальных настроений, интегральный подход, региональные исследования, городское зонирование.
Для цитирования:
Дёмкина Е.П. Исследования социальных настроений жителей г. Казани: интегральный подход // Гуманитарный научный вестник. 2019. №5. С. 1-8. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1905Demkina.pdf
https://doi.org/10.5281/zenodo.3564474
УДК 159.9
Данилова Е.Е.
Данилова Елена Евгеньевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Россия, 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, danillen@yandex.ru
Особенности представлений о будущем своих детей у родителей старших дошкольников и старшеклассников
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей родительских представлений о будущем своих детей. Прослеживается содержание и динамика субъективного образа будущей взрослой жизни ребенка у родителей, дети которых еще только готовятся к поступлению в школу, и родителей старшеклассников, завершающих школьное обучение. В качестве методического инструментария в исследовании использован вариант методики незаконченных предложений. Показано, что представления о взрослом будущем своего ребенка существенно различаются у родителей старших дошкольников и старшеклассников. При сходстве общей структуры этих представлений, приоритетным в них оказывается разное содержание, отражающее ближайшее будущее ребенка, его актуальную социальную ситуацию развития, текущие возрастные потребности и задачи развития. Для родителей будущих первоклассников более значимыми являются качества личности ребенка, характеризующие прилежного ученика и обеспечивающие успешность учебной работы. Для родителей старшеклассников – основные аспекты взрослой жизни, в отношении которых их детям в ближайшем будущем предстоит решать задачи самоопределения: выбор профессии, спутника жизни, критериев жизненного успеха и предпочитаемого образа жизни.
Ключевые слова: субъективный образ ребенка, образ будущего, представления родителей, старшие дошкольники, старшеклассники, незаконченные предложения, социальная ситуация развития.
Для цитирования:
Данилова Е.Е. Особенности представлений о будущем своих детей у родителей старших дошкольников и старшеклассников // Гуманитарный научный вестник. 2019. №5. С. 9-15. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1905Danilova.pdf
https://doi.org/10.5281/zenodo.3564478
УДК 327
Хлопов О.А.
Хлопов Олег Анатольевич, кандидат политических наук, доцент кафедры американских исследований Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Россия, 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская пл. д. 6, rggu2007@rambler.ru
Энергетические и военно-политические связи США с Саудовской Аравией: анализ двухсторонних отношений
Аннотация. В статье анализируются проблемы и новые тенденции в двухсторонних отношениях между США и Саудовской Аравией в области энергетики и военной безопасности, которые являются ключевыми на повестке дня. Благодаря росту добычи нефти в результате «сланцевой революции» США имеют возможность влиять на ценовую политику, Саудовская Аравия как крупнейший производитель нефти заинтересована в сохранении своей доли рынка, но и намеревается развивать ядерную промышленность. Фундаментальные изменения политических процессов на Ближнем Востоке, возрастающая активная роль ведущих государств региона, и изменения во внутренней политики Саудовской Аравии влияют на характер традиционных американо-саудовских отношений, затрагивают интересы безопасности и военного сотрудничества. В этих условиях возникают новые противоречия и проблемы в стратегическом партнерстве и возможны переоценки и изменения во внешнеполитическом курсе двух стран.
Ключевые слова: энергетическая политика, международные отношения, нефть, газ, военное сотрудничество, США, Саудовская Аравия, стратегическое партнерство.
Для цитирования:
Хлопов О.А. Энергетические и военно-политические связи США с Саудовской Аравией: анализ двухсторонних отношений // Гуманитарный научный вестник. 2019. №5. С. 16-26. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1905Khlopov.pdf
https://doi.org/10.5281/zenodo.3564480
УДК 37.02
Глинкина Г.В.
Глинкина Галина Васильевна, кандидат педагогических наук, профессор Российской Академии Естествознания, доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии КГАУДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», 660079, г. Красноярск, ул. А. Матросова, д. 19., E-mail: GalinaGlinkina@yandex.ru
Роль логических умений в развитии у обучаемых читательской грамотности на уроках различных учебных дисциплин
Аннотация. Предметом исследования является процесс развития у обучаемых читательской грамотности при изучении ими предметных текстов по различным учебным дисциплинам. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что читательская грамотность является важным компонентом чтения, т. к. обеспечивает не только способность читать учебные тексты, но и извлекать из них необходимую информацию, усваивать её в виде знаний, перерабатывать, структурировать изучаемый материал, использовать его при дальнейшем обучении. Цель статьи – описать роль логических умений в развитии читательской грамотности обучающихся. Для достижения данной цели были определены задачи: раскрыть сущность логических умений как средства формирования у обучаемых мыслительных способностей, перечислить их компоненты и особенности каждого, представить конкретный перечень умений указанных компонентов во взаимосвязи с читательской грамотностью.
Ключевые слова: логические умения, законы логики, формы мышления, логические операции, приёмы и связи, чтение, смысловое чтение, читательская грамотность.
Для цитирования:
Глинкина Г.В. Роль логических умений в развитии у обучаемых читательской грамотности на уроках различных учебных дисциплин // Гуманитарный научный вестник. 2019. №5. С. 27-33. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1905Glinkina.pdf