СОДЕРЖАНИЕ
DOI 10.5281/zenodo.1183952
УДК 73.027.2:351.853.1
Беседина Е.А., Буркова Т.В.
Беседина Елена Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент, e.besedina@spbu.ru.
Буркова Татьяна Вадимовна, кандидат исторических наук, доцент, t.burkova@spbu.ru.
Санкт-Петербургский государственный университет,
199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9.
Коммеморативные знаки (на примере мемориальных досок) в правовом пространстве регионов Российской Федерации: к постановке проблемы
Аннотация. Установка мемориальных досок в честь выдающихся исторических деятелей и значимых исторических событий являлась и является самой востребованной формой коммеморативной практики в нашей стране. Активная коммеморативная деятельность общества и государства нуждается в законодательном регулировании. Тем не менее попыток анализа российского законодательства, посвященного проблеме инициирования создания, размещения и сохранения мемориальных досок в отечественной историографии пока не предпринималось. Авторы статьи поставили перед собой задачу выявить основные тенденции регионального и муниципального законодательного процесса, регулирующего правоотношения, связанные с установкой и дальнейшим бытованием памятных знаков в коммеморативном пространстве, а также определить основной круг проблем, связанных с правоприменительной практикой. Для этого использовался метод сравнительного анализа соответствующих законодательных актов, принятых на уровне субъектов федерации, органов местного самоуправления (как городских, так и сельских поселений). При этом основными направлениями, выделенными при анализе законодательства, стали: определение понятия «мемориальная доска» и его содержания; критерии, являющиеся основанием для принятия решения об установке мемориальных досок; категории инициаторов установки данного вида памятных знаков; главные элементы процедуры согласования и размещения досок; проблема отношений собственности при реализации данной коммеморативной практики; правовые основания демонтажа, переноса и восстановления утраченных мемориальных досок.
Ключевые слова: коммеморация, мемориальная доска, федеральное, региональное и муниципальное законодательство, культурная политика.
Для цитирования:
Беседина Е.А., Буркова Т.В., Коммеморативные знаки (на примере мемориальных досок) в правовом пространстве регионов Российской Федерации: к постановке проблемы // Гуманитарный научный вестник. 2018. №1. С. 1-12. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1801Besedina.pdf
DOI 10.5281/zenodo.1183954
УДК 321.022
Федорова Ж.В.
Федорова Жанна Викторовна, кандидат филологических наук, доцент,
Казанский государственный энергетический университет, Россия, 420066, г. Казань, ул. Красносельская, 51, fedorova_zhanna_v@mail.ru.
Ограничение медиасферы как властное полномочие
Аннотация. Статья посвящена проблеме цензурирования медиасферы, что характеризует властные отношения в любом их виде и проявляется через властное полномочие. Последнее организует медиасферу в приемлемых для себя формах, осуществляя контроль, вводя ограничения и запреты. Автор обосновывает положение о социальном и амбивалентном характере цензуры, показывает, что приспособление цензуры к решению задачи удержания и сохранения власти является одним из моментов ее эволюции как государственного института.
Ключевые слова: медиасфера, информация, власть, СМИ, контроль, ограничение, запрет, политическая цензура, экономическая цензура.
Для цитирования:
Федорова Ж.В. Ограничение медиасферы как властное полномочие // Гуманитарный научный вестник. 2018. №1. С. 13-16. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1801Fedorova.pdf
DOI 10.5281/zenodo.1183948
УДК 7.011 (130.2)
Антонян К.Г., Соколова Н.А.
Антонян Карина Георгиевна, кандидат культурологии, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Россия, 197046, Санкт-Петербург, ул. М. Посадская, 26, tursa@list.ru.
Соколова Нина Александровна, кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия, 192251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29, alonsa@inbox.ru.
Иррациональные мотивы современной культуры: безумие как творческий метод
Аннотация. Предметом исследования является анализ безумия как феномена культуры, присущего человеку и, как следствие, лежащего в основе творческой деятельности. Осевое время рассматривается как один из поворотных моментов в становлении современного типа чело-века и человеческого сознания. Теоретической предпосылкой работы является идея, что специфика развития культуры находится в тесной взаимосвязи с психологическим фактором. Поскольку культура – продукт деятельности человека, то особенности психики человека будут влиять на содержание культуры, а также на образы искусства и методы художественного творчества.
Методологической и теоретической основой данного исследования послужил ряд работ по культурологии, искусствоведению, философии, и психологии, а также междисциплинарных исследований. Доминирующим является культурно-психологический анализ.
К началу ХХ века наблюдается кризис рациональности, и большая роль начинает отводиться иррациональному. Открытие роли бессознательного и подсознания оказывают огромное влияние на понимание творчества. Изменяются представления о цели, предмете и функциях искусства, а также сами творческие методы. В ХХ веке происходит реабилитация безумия, оно становится необходимой составляющей творческого процесса. Художники начинают использовать безумие (язык безумия, поведение и внешние признаки, образы) как своеобразный творческий метод. Научная новизна состоит в выявлении статуса безумия как «другой нормальности», актуализации представления о безумии как современного творческого метода. А также в фиксации появления моды на безумие. Делается вывод, что различить клиническое безумие, творческое безумие и игры в безумие в современном искусстве становится сложно. Безумие в культу-ре и художественной практике эстетизируется, театрализируется и к концу ХХ века рационализируется и коммерциализируется.
Ключевые слова: безумие, иррациональность, художественная культура, творчество, креативность, психология творчества, творческая личность, творческий метод, творческая деятельность, современное искусство.
Для цитирования:
Антонян К.Г., Соколова Н.А. Иррациональные мотивы современной культуры: безумие как творческий метод // Гуманитарный научный вестник. 2018. №1. С. 17-26. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1801Antonian.pdf