2018, №1 Обложка и оглавление 


Беседина Е.А.,
кандидат исторических наук, доцент,
Санкт-Петербургский государственный университет,
199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9,
e.besedina@spbu.ru.

Буркова Т.В.,
кандидат исторических наук, доцент, доцент,
Санкт-Петербургский государственный университет,
г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9,
t.burkova@spbu.ru.

КОММЕМОРАТИВНЫЕ ЗНАКИ (НА ПРИМЕРЕ МЕМОРИАЛЬНЫХ ДОСОК) В ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Установка мемориальных досок в честь выдающихся исторических деятелей и значимых исторических событий являлась и является самой востребованной формой коммеморативной практики в нашей стране. Активная коммеморативная деятельность общества и государства нуждается в законодательном регулировании. Тем не менее попыток анализа российского законодательства, посвященного проблеме инициирования создания, размещения и сохранения мемориальных досок в отечественной историографии пока не предпринималось. Авторы статьи поставили перед собой задачу выявить основные тенденции регионального и муниципального законодательного процесса, регулирующего правоотношения, связанные с установкой и дальнейшим бытованием памятных знаков в коммеморативном пространстве, а также определить основной круг проблем, связанных с правоприменительной практикой. Для этого использовался метод сравнительного анализа соответствующих законодательных актов, принятых на уровне субъектов федерации, органов местного самоуправления (как городских, так и сельских поселений). При этом основными направлениями, выделенными при анализе законодательства, стали: определение понятия «мемориальная доска» и его содержания; критерии, являющиеся основанием для принятия решения об установке мемориальных досок; категории инициаторов установки данного вида памятных знаков; главные элементы процедуры согласования и размещения досок; проблема отношений собственности при реализации данной коммеморативной практики; правовые основания демонтажа, переноса и восстановления утраченных мемориальных досок.

Ключевые слова: коммеморация, мемориальная доска, федеральное, региональное и муниципальное законодательство, культурная политика.

Ссылка для цитирования:
Беседина Е.А., Буркова Т.В., Коммеморативные знаки (на примере мемориальных досок) в правовом пространстве регионов Российской Федерации: к постановке проблемы // Гуманитарный научный вестник. 2018. №1. С. 1-12. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1801Besedina.pdf


Федорова Ж.В.
кандидат филологических наук, доцент,
Казанский государственный энергетический университет,
420066, г. Казань, ул. Красносельская , 51.
fedorova_zhanna_v@mail.ru.

ОГРАНИЧЕНИЕ МЕДИАСФЕРЫ КАК ВЛАСТНОЕ ПОЛНОМОЧИЕ

Статья посвящена проблеме цензурирования медиасферы, что характеризует властные отношения в любом их виде и проявляется через властное полномочие. Последнее организует медиасферу в приемлемых для себя формах, осуществляя контроль, вводя ограничения и запреты. Автор обосновывает положение о социальном и амбивалентном характере цензуры, показывает, что приспособление цензуры к решению задачи удержания и сохранения власти является одним из моментов ее эволюции как государственного института.

Ключевые слова: медиасфера, информация, власть, СМИ, контроль, ограничение, запрет, политическая цензура, экономическая цензура.

Ссылка для цитирования:
Федорова Ж.В. Ограничение медиасферы как властное полномочие // Гуманитарный научный вестник. 2018. №1. С. 13-16. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1801Fedorova.pdf


Антонян К.Г.
кандидат культурологии, доцент
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
197046, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. М. Посадская, 26.
Tursa@list.ru

Соколова Н.А.
кандидат философских наук, доцент
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
192251, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29
alonsa@inbox.ru

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: БЕЗУМИЕ КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД

Предметом исследования является анализ безумия как феномена культуры, присущего человеку и, как следствие, лежащего в основе творческой деятельности. Осевое время рассматривается как один из поворотных моментов в становлении современного типа чело-века и человеческого сознания. Теоретической предпосылкой работы является идея, что специфика развития культуры находится в тесной взаимосвязи с психологическим фактором. Поскольку культура – продукт деятельности человека, то особенности психики человека будут влиять на содержание культуры, а также на образы искусства и методы художественного творчества.
Методологической и теоретической основой данного исследования послужил ряд работ по культурологии, искусствоведению, философии, и психологии, а также междисциплинарных исследований. Доминирующим является культурно-психологический анализ.
К началу ХХ века наблюдается кризис рациональности, и большая роль начинает отводиться иррациональному. Открытие роли бессознательного и подсознания оказывают огромное влияние на понимание творчества. Изменяются представления о цели, предмете и функциях искусства, а также сами творческие методы. В ХХ веке происходит реабилитация безумия, оно становится необходимой составляющей творческого процесса. Художники начинают использовать безумие (язык безумия, поведение и внешние признаки, образы) как своеобразный творческий метод. Научная новизна состоит в выявлении статуса безумия как «другой нормальности», актуализации представления о безумии как современного творческого метода. А также в фиксации появления моды на безумие. Делается вывод, что различить клиническое безумие, творческое безумие и игры в безумие в современном искусстве становится сложно. Безумие в культу-ре и художественной практике эстетизируется, театрализируется и к концу ХХ века рационализируется и коммерциализируется.

Ключевые слова: безумие, иррациональность, художественная культура, творчество, креативность, психология творчества, творческая личность, творческий метод, творческая деятельность, современное искусство.

Ссылка для цитирования:
Антонян К.Г., Соколова Н.А. Иррациональные мотивы современной культуры: безумие как творческий метод // Гуманитарный научный вестник. 2018. №1. С. 17-26. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1801Antonian.pdf