СОДЕРЖАНИЕ


МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЖУРНАЛИСТИКА


УДК 930.1(09)

Николаев Н. Ю.

Николаев Николай Юрьевич, кандидат исторических наук, доцент, Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного университета, 404121, г. Волжский Волгоградской обл., ул. Энгельса, 42а, nikcam@mail.ru.

Современные украинские масс-медиа об истории России: от «негационизма» до научного лонгрида

Аннотация. В статье проанализированы особенности описания российской истории в современных украинских масс-медиа. На примере ведущих периодических изданий и популярных информационно-аналитических ресурсов проведена классификация публикаций в украинских СМИ, посвященных истории России. Выявлены основные авторы, чьи статьи по российской ис-тории типичны для каждой категории публикаций.
Ключевые слова: масс-медиа, историческая память, история России, негационизм, гонзо-история, историческая политика.

Для цитирования:
Николаев Н. Ю. Современные украинские масс-медиа об истории России: от «негационизма» до научного лонгрида // Гуманитарный научный вестник. 2018. №4. С. 1-9. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1804Nikolayev.pdf


ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ


УДК 304.444

Федорова Ж.В.

Федорова Жанна Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, Казанский государственный энергетический университет, Россия, 420066, г. Казань, ул. Красносельская, 51, fedorova_zhanna_v@mail.ru.

О соотношении событийного / субъектного в информационной революции

Аннотация. В статье анализируется событийный дискурс информационной революции, отмечается, что информационная революция есть отклонение от «нормального» (эволюционного) раз-вития, а персонализация информационной революции дает возможность «перефокусировать» взгляд с события на субъект и акцентировать его вовлеченность в данную социальную практику. Подчеркивается, что новые медиа, сформированные информационной революцией и пришедшие на смену традиционным СМИ, изменяют сущность человека и систему его ценностных ориентаций. С помощью аксиологической проекции событийного дискурса автор обосновывает специфику новых медиа: показывает роль информационных технологий в создании облика эпо-хи, обусловленного характером digital-коммуникации.
Ключевые слова: информационная революция, информация, коммуникация, медиа, событийный дискурс, субъект, аксиология.

Для цитирования:
Федорова Ж.В. О соотношении событийного / субъектного в информационной революции // Гуманитарный научный вестник. 2018. №4. С. 10-13. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1804Fedorova.pdf


УДК 125

Смирнова Е.В.

Смирнова Елена Владимировна, аспирант, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет). 603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1, elenna-1234@yandex.ru.

Проблема вечности в европейской науке (XIX-XXI века)

Аннотация. Работа посвящена категории вечности в европейской науке с позиции конкретно-исторической перспективы – XIX-XXI века. Вечность рассматривается как элемент сакральной сферы жизни западного человека, который перемещается в сферу мирского и, как следствие, занимает определенную нишу в науке. На основе анализа источников в работе впервые показывается роль такой трансформации категории вечности в истории науки указанного периода. Она становится подвержена творческому преобразованию индивидом, в сознании человека возникает идея о возможности найти определенные пути перехода к вечному состоянию из состояния временного. Это выражается и в поиске моделей вечного развития, и в поиске способов про-длить жизнь человека до бесконечности. И помимо этого, как определенная реакция на онтологизацию вечности, в научной среде начинает оформляться мысль об иллюзорности таких пред-ставлений и наблюдается возведение в абсолют принципа временности.
Ключевые слова: вечность, наука XIX-XXI веков, временность, сакральное, мирское, теория относительности, вечное развитие, бесконечная жизнь.

Для цитирования:
Смирнова Е.В. Проблема вечности в европейской науке (XIX-XXI века) // Гуманитарный научный вестник. 2018. №4. С. 10-22. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1804Smirnova.pdf


ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ


УДК 81-25

Якимович Е.В.

Якимович Елена Викторовна, доктор филологических наук, профессор, Волжский политех-нический институт (филиал) Волгоградского технического университета, Россия, 404121, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Энгельса, д. 42а, ya.vilena2014@yandex.ru

Вариативность лингвокультурного концепта «смарт»

Аннотация. Предметом рассмотрения выступают социо-культурные и языковые характеристики техногенного концепта «смарт». Исследование нацелено на обнаружение вариативности по-нятийно-содержательных, этимологических, оценочных и ассоциативно связанных признаков концепта, поиск их динамики и специфики при межкультурном сопоставлении и в социально-институциональном аспекте. Методология проведения работы. Материалом служат дефиниции из толковых и переводных словарей, а также текстовые фрагменты, которые изучаются методами компонентного и контекстуального анализа. Автором рассматривается значение и сочетаемость лексем, репрезентирующих концепт в русской и английской лингвокультурах, их использование в различных типах и жанрах дискурса. Результаты. Выявлены специфичные семантические и функциональные характеристики концепта, установлена вариативность его содержания и языкового выражения. Показана правомерность квалификации концепта «смарт» в качестве рамочного концепта.
Ключевые слова: лингвокультурный концепт, техногенное общество, смарт, тип дискурса, лек-сическая номинация, понятийные и оценочные признаки, сходства и различия, вариативность лингвоконцептологических характеристик.

Для цитирования:
Якимович Е.В. Вариативность лингвокультурного концепта «смарт» // Гуманитарный научный вестник. 2018. №4. С. 23-29. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1804Yakimovich.pdf


КУЛЬТУРОЛОГИЯ


УДК 338.486:316.733

Ганский В.А.

Ганский Владимир Александрович, кандидат исторических наук, кандидат экономических наук, доцент, руководитель центра туризма, Институт предпринимательской деятельности, ул. Серафимовича 11, 220033 г. Минск, Беларусь, ganski@tut.by.

Современные методы и технологии управления знаниями о историко-культурном наследии

Аннотация. Целью статьи является рассмотрение новейших методов и технологий управления знаниями о историко-культурном наследии, позволяющих эффективно распространять информацию о нем среди местных жителей и туристов, а также популяризировать его. Предметом изучения в статье выступает процесс интерпретации наследия. В статье подробно описываются основные инструменты, методы и технологии использования историко-культурного наследия в развитии туризма, образовании и продвижения местности, а именно: музейные уроки, методические материалы для учителей, квестинг, игры на местности, геокешинг, экомузей, местные мероприятия, дни наследия, дидактические тропы, современные технологии, центры интерпретации наследия, маршруты по объектам историко-культурного наследия, исторические реконструкции и территориальный брендинг. Рассматриваются основные элементы в структуре экомузея: информационно-документационный центр, сеть территориально разбросанных объектов и мест, мастер-классы и демонстрации, сеть туристических троп и маршрутов, календарные и разовые мероприятия. Приводится примерный перечень организаций и институций, которые могут привлекаться в качестве партнеров в процессы распространения знаний о историко-культурном наследии и активизации усилий в данной сфере.
Ключевые слова: управление культурой, историко-культурное наследие, культурный туризм, туристические маршруты, экомузей, исторические реконструкции, популяризация наследия.

Для цитирования:
Ганский В.А. Современные методы и технологии управления знаниями о историко-культурном наследии // Гуманитарный научный вестник. 2018. №4. С. 30-41. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1804Ganski.pdf


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ


УДК 316.77

Баринов Д.Н.

Баринов Дмитрий Николаевич, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры социо-логии, философии и работы с молодежью, Смоленский государственный университет, 214000, Россия, Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4, novalenso@mail.ru.

Социальные сети как социокультурный феномен

Аннотация. Предметом исследования являются социокультурные аспекты онлайн-практик пользователей социальных сетей. Исходным моментом выступает факт проникновения соци-альных сетей в повседневность, что приводит к взаимной колонизации виртуального и реально-го, публичного и приватного. Анализ активности пользователей социальных сетей осуществляется на основе драматургического подхода И. Гофмана, конструктивистского структурализма П. Бурдье. В качестве эмпирического материала использовались результаты общероссийских социологических опросов. В работе применялся метод вторичного анализа данных.
Онлайн-активность в социальных сетях рассматривается как самоинсценировка, репрезентирующая систему ценностей и наиболее существенные характеристики референтных групп и их представителей. Инструменты социальных сетей выступают средствами формирования не только действительного, но и желаемого образа. Тем самым пользователь социальной сети символически обозначает то место в иерархии реального социального пространства, которое востребовано, но не достигнуто в данный момент. Поэтому в ситуации невозможности занять желаемые позиции в социальной структуре общества социальные сети выполняют компенсаторную функцию.
Ключевые слова: социология коммуникаций, интернет-коммуникация, социальные сети, визуальная социология, управление впечатлениями, социальное пространство, символический капитал.

Для цитирования:
Баринов Д.Н. Социальные сети как социокультурный феномен // Гуманитарный научный вестник. 2018. №4. С. 42-48. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv1804Barinov.pdf